Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Это обязательная процедура определения и систематизации данных о выбросах в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта (предприятия или организации).
Подать заявкуОб услуге
Инвентаризация является базовым понятием системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и служит основой для множества других работ: определения категории объекта НВОС, проекта ПДВ, мероприятий в период НМУ, проекта СЗЗ и др.
Описание:
В соответствии с требованиями законодательства проведение инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью для всех предприятий и организаций, имеющих выбросы в атмосферный воздух.
Необходимость проведения инвентаризации не зависит от количества и состава источников выбросов, а также от отнесения к категории объектов НВОС!
В процессе проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу определяется количественный и качественный состав выбросов, но не проводится расчет рассеивания выбросов в атмосферном воздухе. Указанный расчет выполняется в проекте ПДВ и в ряде других работ, выполняемых на основе материалов инвентаризации.
Для определения показателей выбросов используются преимущественно инструментальные методы (замеры на источниках выбросов), при использовании расчетных методов требуется обязательное обоснование.
В связи с выходом Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, определяющего новые требования к порядку инвентаризации, все юридические лица и индивидуальные предприниматели после 01.03.2023 г. обязаны иметь отчет об инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выполненный по новой форме!
Основным документом, определяющим необходимость проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, является Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со ст. 22, 30 данного документа юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации.
Необходимо учитывать отсутствие взаимосвязи обязанности по проведению инвентаризации и присвоенной категории НВОС. Исходя из формулировок, указанных в Федеральном законе от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, требование о проведении инвентаризации в равной степени относится к любому предприятию или организации, имеющим источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Такими источниками могут быть:
- дымоотводящие трубы (котельные, печи, топливосжигающее технологическое оборудование и т.д.);
- системы вытяжной или общеобменной вентиляции (посты окрашивания, посты ремонта и обслуживания автотранспорта, экструзионные установки и т.д.);
- места перегрузки и хранения сыпучих материалов;
- технологические установки, оборудованные системами очистки газа и пыли;
- неплотности технологического оборудования, через которые загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух;
- оборудование, работающее на открытых площадках (пилорамы, сварочные посты и т.д.).
С 1 ноября 2019 г. Федеральным законом от 26.07.2019 г. № 195-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, что сделало обязательным также проведение инвентаризации передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха.
Основными передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:
- автомобильный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- строительная, сельскохозяйственная и иная техника.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ для объектов, вводимых в эксплуатацию, инвентаризация проводится не позднее чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Вместе с тем, рекомендуется выполнить инвентаризацию как можно раньше, так как ее материалы служат основой для постановки на учет объектов НВОС. Предельный срок для постановки на учет объектов НВОС составляет 6 месяцев с момента начала эксплуатации.
Порядок проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.
Начало действия Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 - 01.03.2022 г.
В связи с тем, что инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ранее выполнялась совместно с проектом ПДВ, важно понимать, какие именно работы входят в состав инвентаризации, а какие - нет.
В составе работ по инвентаризации выполняются:
- анализ ранее разработанных документов;
- анализ технологии, составление пояснительной записки;
- детальное описание источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе координат;
- подготовка картографических материалов;
- инструментальные замеры на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- формирование таблиц параметров и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- составление отчета.
При этом в состав инвентаризации не выходят следующие работы:
- проведение расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
- расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- разработка мероприятий в период НМУ;
- определение плана-графика контроля для ПЭК;
- получение экспертного, санитарно-эпидемиологического заключений;
- получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В связи с переходным периодом по внедрению новых норм законодательства рекомендуем выполнять проект ПДВ, в процессе разработки которого не только проводится инвентаризация с составлением отчета по новой форме, но и осуществляются расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
В соответствии с п. 18 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.
В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов.
Область применения расчетных методов (п. 26-28 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды от 19.11.2021 г. № 871):
- отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику);
- неорганизованные и линейные стационарные источники;
- ограниченное количество технологических процессов, с использованием результатов измерения отдельных характеристик источника выброса.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ изменение требований к порядку проведения инвентаризации является основанием для корректировки данных инвентаризации. При этом п. 49 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, установлена обязанность корректировки данных инвентаризации не позднее 1 года с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Таким образом, после 01.03.2023 г. все объекты, имеющие на своем балансе стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны иметь отчет по инвентаризации, выполненный по форме, установленной Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.
Важно учитывать, что указанное требование не зависит от необходимости или отсутствия необходимости нормирования выбросов в атмосферный воздух для конкретного объекта НВОС, наличия или отсутствия проекта ПДВ.
Другими основаниями для корректировки инвентаризации, в соответствии с п. 45, 46 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871, являются:
- изменение технологических процессов и режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
- изменение объемов производства;
- реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и массы выбросов;
- изменение максимально разовых выбросов более чем на 25% или валовых выбросов более чем на 10%.
В случае возникновения указанных обстоятельств материалы инвентаризации также должны быть откорректированы в течение 1 года.
В соответствии со п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны проводить инвентаризацию источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая выбросы от стационарных и передвижных источников.
Вместе с тем, порядок, утвержденный ранее действовавшим Приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352, распространял свое действие исключительно на стационарные источники. Вопрос учета передвижных источников в законодательстве определен не был. До внесения изменений в указанные требования в составе работ по инвентаризации выбросов выполнялись два отчета, соответственно для стационарных и передвижных источников выбросов.
В связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871 выбросы от стационарных и передвижных источников нужно теперь учитывать в одном отчете по инвентаризации, по установленной форме.
Ответственность
За несоблюдение требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможны административные штрафы по следующим статьям КоАП РФ:
- ст. 8.1 - штраф до 100 тыс. руб. (несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений);
- ст. 8.5 - штраф до 80 тыс. руб. (сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды)
Важно понимать, что в случае неправильно проведенной инвентаризации под сомнение могут быть поставлены множество других обязательных природоохранных документов.
В этом случае штрафы могут исчисляться сотнями тысяч рублей.